15 марта 2016 г. прошла научно-практическая конференция с международным участием «Оценка качества образования: от проектирования к практике», организованная Министерством образования и науки РБ, ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования», ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики», Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки РБ.
Конференция была посвящена 10-летию ЕГЭ в Республике Бурятия. В 2006 г. все 23 муниципальных образования РБ приняли участие в проведении Единого государственного экзамена.
Работу конференции открыл А.В. Дамдинов, министр образования и науки Республики Бурятия, отметив, что одной из задач сегодня является появление в ближайшее время института оценки качества образования, что является велением времени и необходимостью, а также создание образовательных комплексов и округов, которые будут вести ребенка с рождения и до получения профессионального образования, обеспечивая системное сопровождение. Это позволит выявить «опасные отрезки» на всем протяжении образовательного процесса, отслеживать и оценивать развитие ребенка на всех уровнях образования.
И.О. Дашамолонова, заместитель Председателя региональной общественной организации «Союз попечителей Республики Бурятия» в своем выступлении обратила внимание на то, что нужно отходить от одномерных измерительных инструментов и переходить к многоступенчатым, включая в процедуры оценки качества образования общественные институты. В связи с этим Союз попечителей РБ совместно с ГБУ «РЦОИ и ОКО» наметили ряд проектов для обеспечения открытости и прозрачности оценки качества образования, которые будут реализованы в ближайшем будущем.
С докладом «Интерпретация результатов ЕГЭ, ГИА как инструмент управления качеством образования» выступила Г.Н. Фомицкая, д.п.н, ректор ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики».
В докладе отмечено, что внешняя оценка качества общего образования позволяет потребителям получать достоверную информацию о результатах функционирования образовательной системы в контексте их собственных представлений о качестве результатов.
В ходе региональных мониторинговых исследований качества образования выявлены:проблема качества образовательных результатов;проблема использования результатов оценочных процедур;проблема методических дефицитов педагогов при введении ФГОС ООО.Мониторинг должен работать на качество образования. На это должен работать и муниципалитет, и система повышения квалификации, и школа. А своевременное и грамотное использование результатов оценочных процедур в рамках управления качеством является эффективным способом повышения качества образования.Д.К. Чимитова, д.и.н., профессор, директор ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования» в выступлении подчеркнула, что на сегодняшний день качество образования, это не оценка, выставленная в аттестате, это то, что в голове ребенка – его компетенции, умение действовать. Главная задача на сегодня - грамотно выстроить концепцию развития образования, предоставить ребенку весь тот широкий спектр возможностей, благодаря которому он сможет выстроить свою образовательную траекторию. Отмечено, что оценка качества образования всегда будет оставаться самой актуальной, востребованной услугой.
С докладом «Совершенствование механизмов проведения ЕГЭ в 2016 г.» выступил В.А. Поздняков, председатель Комитета по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Республики Бурятия, отметив, что больших изменений в рамках процедуры порядка проведения ЕГЭ в 2016 г. не предвидится. Тем не менее, есть некоторые изменения: отказ от части с выбором ответов (история, обществознание, география, информатика и ИКТ); увеличение доли аудиторий с видеонаблюдением в режиме онлайн (+10%); увеличение доли ППЭ с печатью КИМ в аудиториях; использование технологии сканирования экзаменационных материалов в ППЭ в день проведения экзаменов; усиление работы по подготовке кадров ППЭ, экспертов предметных комиссий и иных лиц, задействованных в проведении ЕГЭ; мониторинг работы РЦОИ.
В.М. Халтанова, к.ф-м.н., доцент кафедры общей физики ФГБОУ ВПО "Бурятский государственный университет" - первый директор «РЦОИ ЕГЭ» свое выступление посвятила истории создания РЦОИ ЕГЭ в Республике Бурятия. Рассказала о о первом составе, о первых председателях предметных комиссий, о том как зарождалась система оценки качества образования при помощи ЕГЭ в РБ.
Э.Л. Раднаева, к.ю.н., доцент, заведующая кафедрой уголовного права и криминологии ЮФ ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» в своем вступлении обозначила основные коррупционные риски при проведении процедур оценки качества образования. Отметила, что по оценкам многих экспертов, в частности и общественных организаций, коррупция в сфере образования возросла геометрически после внедрения ЕГЭ.
С.И. Зандаков, учитель Улан-Баторского филиала ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» свое выступление посвятил внешней и внутренней системе оценки качества в образовательных организациях Монголии, работающих по российским образовательным стандартам. В докладе был проведен анализ содержания экзаменационных работ по русскому языку, сравнительный анализ результатов сдачи ЕГЭ по русскому языку и монгольского итогового экзамена по русскому языку как иностранному, монгольскими учениками, обучающимися в русскоязычных школах.
В продолжении работы конференции состоялась работа в объединенной секции по направлениям: «Внешние и внутренние системы оценки качества образования: опыт, проблемы и перспективы», «Информационные технологии в управлении качеством образования», «Особенности измерения и оценивания компетенций в специальном и инклюзивном образовании».
Работу секции открыла С.И. Андреевская, проректор по ООД ГАУ ДПО РБ БРИОП с докладом «Эффекты реализации ФЦПРО по расширению участия ГОУО в оценке качества образования», в котором были раскрыты основные подходы и направления участия органов государственно-общественного управления образованием в оценочных процедурах. Замечено, что самому обществу, органам исполнительной власти необходимо еще преодолеть то недоверие, которые существует к результатам деятельности органов ГОУО в области оценки качества образования; разработать действенные механизмы включения в образовательную систему органов ГОУО; разработать правовые механизмы обеспечения баланса прав и ответственности общественных структур управления и др.
Далее выступила М.А. Гаськова, учитель Усть-Баргузинской СОШ им. К.М. Шелковникова Баргузинского района РБ с докладом «Образовательная среда как фактор повышения качества образования». Образовательная среда - это социально - педагогическая система, которая позволяет каждому учащемуся развиваться в соответствии со своими способностями и возможностями, проявлять свои индивидуальные особенности и способствует его самореализации и социальной адаптации. Проведя мониторинг в период с 2013 г. по 2016 г., был сделан вывод о том, что образовательная среда является важным фактором обучения учащихся и формирования личности.
Э.Д. Ендонова, заместитель директора по УВР Кижингинского лицея им. В.С. Мункина в своем докладе «Школьная система оценки качества образования (на примере МБОУ «Кижингинский лицей им. В.С. Мункина» раскрыла основные этапы, цели создания школьного центра оценки качества образования: получение достоверной информации о качестве образования; системный анализ полученной информации; повышение уровня информированности.Полученные результаты позволяют корректировать образовательную деятельность с учетом потребностей учащихся. Кроме того, в докладе указывалась важность сохранения связи между учащимися, их родителями, педагогами, сохранение позитивного настроя, который благотворно сказывается на учебном процессе.
С.Ш. Цыденжапова, заместитель директора по УВР Могсохонской СОШ им. Ц-Д. Ж. Дамдинжапова
в своем выступлении «Управление качеством образования в образовательной организации на основе информационных технологий (на примере МБОУ «Могсохонская СОШ, Кижингинского района РБ)» опровергла утверждение, что сельские школы застряли в XX веке, и указала, что сельские школы занимают особое место в системе образования. В сельских школах учителя знают особенности каждого ребенка, что позволяет находить индивидуальный подход к каждому.
Б.Б. Цыренжапов, к.тех.наук, начальник отдела контроля качества Комитета по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки РБ выступил с докладом «Промежуточная аттестация и управление качеством образования». В нем указывалось, что педагоги слишком большое внимание уделяют работе с одаренными детьми, в то время как неуспевающими детьми занимаются по остаточному принципу. Было предложено разработать положение о промежуточной аттестации, в котором будут содержаться положения о форме, сроках, содержании и ознакомить с ним детей и их родителей.
Л.Е. Халудорова, к.п.н., начальник Учебного отдела ГАУ ДПО РБ БРИОП касаясь темы качества профессиональной деятельности педагога как условия повышения качества образовательных достижений обучающихся отметила, что профессиональная деятельность педагога должна организовываться на принципах соблюдения правил взаимного уважения и доверия; формирования устойчивой мотивации обучающихся; развития активности, инициативности, самостоятельности учащихся и т.д.
В заключении работы конференции были подведены итоги (Т.С. Бреславская, начальник отдела оценки качества образования ГБУ «РЦОИ и ОКО»), а все участники получили сертификаты.