История ГБУ «РЦОИ и ОКО»
В мае 2004 г. началась подготовительная работа для обеспечения сопровождения проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) в Республике Бурятия (далее РБ), о чем свидетельствуют приказы Бурятского государственного университета (далее БГУ) от 28 мая 2004 г. № 59 и от 30 ноября 2004 г. № 130 и решение коллегии Министерства образования и науки РБ №9 от 28.10.2004 г.
Региональный центр обработки информации ЕГЭ (далее РЦОИ) был создан в целях организационного, технического и информационного обеспечения подготовки и проведения эксперимента по введению ЕГЭ в РБ.
Организационная работа по созданию РЦОИ была возложена на заместителя министра образования и науки РБ Чимитову Е.Д. Первое помещение РЦОИ, по согласованию с ректором Бурятского государственного университета Калмыковым С.В., находилось во втором корпусе БГУ. Первое оборудование поступило за счет федеральных средств. Параллельно проводилась организационная работа по созданию пунктов проведения экзаменов (далее ППЭ), обучению руководителей ППЭ, организаторов в аудиториях и вне аудиторий, уполномоченных государственной экзаменационной комиссии, общественных наблюдателей.
С 2005 г. Региональный центр обработки информации функционировал уже в рамках штатного расписания Государственного учреждения дополнительного образования «Республиканский центр информатизации сферы образования и науки». Директором РЦОИ ЕГЭ была назначена Халтанова В.М., кандидат физико - математических наук. Изначально основными направлениями работы Центра были: обеспечение информационного сопровождения проведения ЕГЭ, создание и ведение баз данных образовательных учреждений, участников ЕГЭ; организация обработки данных с бланков ЕГЭ, создание и ведение баз данных о результатах ЕГЭ по Республике Бурятия.
Также функциональные обязанности РЦОИ включали в себя - анализ результатов, информационное обеспечение ГЭК, предметных комиссий, органов управления образованием, образовательных учреждений, обучение муниципальных организаторов ЕГЭ, руководителей ППЭ, технических специалистов ППЭ, временно привлекаемых работников: операторов станции верификации, операторов станции сканирования, администраторов и др., решение задач, связанных с оценкой качества образования в РБ в соответствии с региональными программами развития образования.
В 2005 г. в эксперименте по проведению ЕГЭ приняли участие 15 районов республики (приказ Министерства образования и науки РБ от 21.01.2005 г. №14).
Первыми председателями предметных комиссий по ЕГЭ стали: по русскому языку – Судоплатова Г.А., доцент БГУ, кандидат педагогических наук, по математике - Мордовской А.К., доцент БГУ, кандидат физико - математических наук, по истории - Ханхунова Л.Н., доцент ВСГТУ, кандидат исторических наук.
2006 г. можно считать отправной точкой в истории ЕГЭ Республики Бурятия: все 23 муниципальных образования РБ приняли участие в проведении Единого государственного экзамена. Увеличилось количество сдаваемых в форме ЕГЭ общеобразовательных предметов: вместо трех - пять (русский язык, математика, история России, биология и литература) – приказы МОиН РБ № 39 от 31.01.2006 г., № 254 от 12.04.2206 г.
Большую организаторскую работу провели начальники муниципальных отделов и управлений образованием, понимая значимость и важность создаваемой системы объективной и независимой оценки качества образования в Бурятии. В числе первых муниципальных организаторов и системных администраторов были: Понушкова И.М. – Северобайкальский район, Номоконова Т.И. – Тарбагатайский район, Базаров Б.Х. – Курумканский район, Козулина Е.Н. - Баргузинский район, Аюшеев Н.Д.- Закаменский район, Власова Л.Н. – Кабанский район, Зарубина У.В. – Муйский район и др. Также: Семенова Т.Ц., Шулунова Л.В.; Мальцева Е.А.. – г.Улан-Удэ, Матвеева Т.М. – Заиграевский район, Бурдуковская Т.Л. – Прибайкальский район, Зырянова М.А., Федоров В.А., - Северобайкальский район, Замулин А.А. – г. Северобайкальск.
Для эффективного становления республиканской системы оценки качества образования необходимо было развитие информационной подсистемы, консолидирующей организационно-методический инструментарий сбора и первичной обработки информации о качестве образования. В соответствии с постановлением Правительства РБ от 04.04.2007 г.№105 «О переименовании государственного учреждения дополнительного образования и науки», ГУ ДО «Республиканский центр информатизации сферы образования и науки» переименовано в Государственное учреждение дополнительного образования «Республиканский центр мониторинга и информационных технологий» (далее РЦМиИТ) – приказ №747 от 09.06.2007г. РЦОИ ЕГЭ в рамках штатного расписания остался в составе данного учреждения.
В 2007 г. – участники ЕГЭ сдавали уже семь предметов: русский язык, математика – обязательные, по выбору: история России, биология, химия, физика, литература, а в 2008 г. к ним были добавлены: иностранные языки, информатика и ИКТ, география, обществознание (приказ МОиН РБ № 258 от 13.03.2008 г.).
Республика Бурятия представляет достаточно сложный регион в плане географического положения, рельефа местности и значительной удаленности одного населенного пункта от другого. В связи с этим руководством министерства в 2008 г. (приказ МОиН РБ № 322 от 24.03.2008 г.) было принято решение сначала вступить в эксперимент, а затем включить в штатный режим технологию проведения ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях (далее ТОМ), предложенную Федеральным центром тестирования. Была проведена апробация в восьми районах республики: Баргузинском, Баунтовском, Курумканском, Муйском, Окинском, Северобайкальском, Тункинском районах и в г.Северобайкальск.
С 2009 г. ЕГЭ - основная форма государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных организаций в РФ. В Бурятии его сдают выпускники общеобразовательных учреждений текущего года, выпускники прошлых лет, выпускники учреждений среднего профессионального образования. ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки совместно с Министерством образования и науки Республики Бурятия при участии общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Организационно - технологическое и информационное сопровождение ЕГЭ в штатном режиме осуществляет РЦОИ в соответствии с указаниями ФГУ «Федеральный центр тестирования».
В 2009 г. – в Бурятии было 14 выпускников, набравших 100 баллов. В 2010 г. в ЕГЭ приняли участие 7703 человека (из них 21 чел. – набрали 100 баллов). В 2011 г. – 20 человек показали лучшие результаты, а в 2012 г. ЕГЭ сдавали 7019 человек (46 человек набрали 100 баллов).
В декабре 2011 г. согласно Постановлению Правительства РБ № 717 от 29.12.2011 г. ГУ ДО «РЦМиИт МОиН РБ» был переименован в государственное бюджетное учреждение «Республиканский центр мониторинга и информационных технологий в сфере образования», в феврале 2013 г. «Центр мониторинга и информационных технологий» вошел в состав АОУ ДПО «Бурятский республиканский институт» образовательной политики» (Постановление Правительства РБ от 22.02.2013 г. № 84).
В апреле 2013 г. был запущен сайт РЦОИ - www.rcoi03.ru, благодаря которому появилась возможность публиковать нормативно-правовые документы и результаты ЕГЭ, осуществлять обратную связь с участниками ЕГЭ, высказать свое мнение о проведении ЕГЭ в каждом ППЭ и на региональном уровне. В ЕГЭ в 2013 г. приняли участие 6762 человека (из них 42 человека получили 100 баллов), а в 2014 г. - 6346 человек (7 человек показали лучшие результаты).
В июле 2014 г. в результате реорганизации было создано государственное бюджетное учреждение «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования» (далее ГБУ «РЦОИ и ОКО») – Постановление Правительства РБ от 16 июля 2014 г. №334. В настоящее время участники ЕГЭ имеют возможность проверить свои знания по 14 общеобразовательным предметам. С 2015 г. сдают на выбор математику профильного или базового уровней. Также ЕГЭ по иностранным языкам разделен на две части: письменный экзамен и раздел «говорение».
Впервые в 2015 г., по распоряжению министра образования и науки РБ Дамдинова А.В., РЦОИ осуществил подготовку и реализацию технологии печати контрольно-измерительных материалов (далее КИМ) в аудиториях ППЭ в ТОМах. В 2015 г. доставку экзаменационных материалов в ППЭ и возврат в РЦОИ осуществляли сотрудники управления спецсвязи после подписания соответствующего договора с министерством. Необходимую организационную помощь при проведении ЕГЭ оказывали структуры МВД, Минздрава и других ведомств.
Для большей прозрачности всей компании внедрена система общественного наблюдения за ходом проведения ЕГЭ. В период подготовки и проведения ЕГЭ функционируют две региональные «горячие линии», в республиканских СМИ организуются «прямые линии», на нашем сайте публикуются нормативно-правовые документы и результаты ЕГЭ. В 2015 г. в 23 муниципальных образованиях РБ в ЕГЭ приняли участие 6364 человека (17 выпускников получили 100 баллов).
За весь период проведения ЕГЭ в Республике Бурятия, произошли значительные изменения как в структуре контрольно-измерительных материалов, так и в их содержании. Во многом изменились требования к процедуре проведения экзамена. Во всех пунктах проведения экзамена осуществляется он-лайн или офф-лайн видеонаблюдение, с последующим выходом на «стену» Рособрнадзора, вовлекается значительное количество общественных наблюдателей, за каждым пунктом ЕГЭ осуществляет контроль представитель государственной экзаменационной комиссии.
С.С. Кравцов, руководитель федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:
“Все меры безопасности … и видеонаблюдение, и общественные наблюдатели - направлены на то, чтобы школьники были в равных условиях и рассчитывали только на свои знания”.
Масштабные изменения в организации и проведении государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, невозможны были без согласованных действий руководства, специалистов министерства и сотрудников структурного подразделения РЦОИ, а также всех муниципальных образований, системы СПО и ВУЗов. Свой вклад внесли руководители и сотрудники РЦОИ: Халтанова В.М., Аюшеев Ц.Г., Доржиев В.О., Шаманская Л.Г., Алдаров А.С., Шангина И.П., Резникова Ю.Г., Ключерева С.К., Гензур Т.В. Дугаржапова Л.В., Серкова Т.А., Батуева А.Б., Жапова Н.В., Полякова Ю.А. и др. Ответственно подошли к проведению ЕГЭ руководители ППЭ и муниципальные организаторы: Гилева О.Ф., Андреева Е.В., Ширипнимбуева Г.Ц., Айдакеева Э.Р., Семенова Т.Ц., Налетова Е.В., Бутуханова В.Д., Бадмаева Б.Д., Дансарунова О.А., Осорова С.Б., Добродеева И.Л., Коврижных С.Ю., Калашникова Л.И., Чернегова Т.А., Зубарева Н.И., Оленникова Л.А., Крышко М.В., Некипелова Л.И., Зверькова Е.А., Меркушев Е.В., Мункуева М.С., Гомбоева Д.Д., Аюшеева Е.А., Халхарова Н.Д., Дондокова С.Д., Федорова Л.И., Анашкина И.В., Сибирцева Л.Д., Ленгардт Н.И., Фролова Л.И., Голодюк И.М., Балалаева М.А., Афанасьева Г.П., Дабаева Е.Д., Полесская Т.В., Хадагаева Р.Г., Буянтуева Н.Ц., Третьякова Н.Е., Варфоломеева Л.Ф., Штри С.Г., Кирьянова Е.А., Цыденжапова С.Ш., Лобанкова Л.И., Бадмаева Т.В., Базарова О.Б., Гуслякова И.А. и др. Председатели и заместители РПК: Гармажапова Л.А., Мордовской А.К. , Цыренова Т.Л., Цыренова И.П., Балакирев А.Н., Чукреева Л.Н., Бадмаев С.С., Дамбуева А.Б., Кузнецова О.С., Цыбикова Э.В., Григорьева М.А., Габеева Д.А., Барбакова Е.В., Черкун Е.Ю., Озонова Л.Г. и др.
В настоящее время руководство ГБУ «РЦОИ и ОКО» осуществляет Чимитова Д.К. , профессор, доктор исторических наук. В январе 2016 г. был выигран конкурс на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в рамках задачи 5 «Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов» по мероприятию: 5.1 «развитие национально-региональной системы независимой оценки качества образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества образования». В составе коллектива ГБУ «РЦОИ и ОКО» сегодня 15 человек. Список диагностических мероприятий значительно расширился. ГБУ «РЦОИ и ОКО» проводит мониторинги качества образования в Республике Бурятия, включающие разработку контрольно-измерительных материалов, проведение и обработку результатов мониторингов, разработку и внедрение системы контрольно-оценочных процедур по подготовке обучающихся на всех этапах обучения с использованием современных педагогических средств и методов. Школьники могут принять участие, как в предметных, так и в метапредметных диагностиках, сдать пробные экзамены в формате ЕГЭ и ОГЭ.
По словам С.С. Кравцова. руководителя федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: «ЕГЭ дает возможность показать творческие умения, творческие способности... мы увеличили задания, где школьник пишет не только результат работы, но и ход выполнения задания… это ориентирует систему образования не на выбор из 4-х ответов правильного, а на развитие творческого мышления, что необходимо современному школьнику».
ЕГЭ, как форма государственного контроля освоения выпускниками основных образовательных программ среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, является объективным и независимым инструментом оценки качества образования. А реализация основных направлений всероссийской концепции системы оценки качества образования в РБ позволяет совершенствовать региональную систему оценки качества образования для получения высоких качественных социальных и педагогических результатов образовательной деятельности в регионе в интересах личности, общества, рынка труда и государства.
Воспоминания о центре.
В.М. Халтанова
«Как начинался ЕГЭ в Республике Бурятия»
Введение Единого государственного экзамена в России началось в 2001 г. Было много дискуссий в печати, в средствах массовой информации, среди учителей, школьников, родителей и в целом в обществе. Инициатором эксперимента по введению ЕГЭ выступил руководитель Рособрнадзора Министерства образования и науки Российской Федерации Болотов Виктор Александрович. Вначале было много трудностей, непонимания, недоверия к данному проекту. Но постепенно путем переговоров, убеждений Виктору Александровичу удалось переломить ситуацию, и все больше и больше субъектов России стали принимать участие в данном эксперименте. В дальнейшем мы наблюдали удивительную закономерность: если на одном из совещаний предлагали ввести что-то новое, на следующем докладывалось о первых результатах, а через очень короткое время это новшество было достоянием всех регионов.
Бурятия вошла в эксперимент в 2005 г. и поступила, по словам Болотова В.А. «по-восточному мудро: и не рано, и не поздно». Те, кто были первыми, на себе испытали все сложности начального периода, а те, кто вошли в эксперимент в последний момент, не смогли в полной мере подготовиться к штатному режиму ЕГЭ.
Инициаторами проведения ЕГЭ в Республике Бурятия были министр образования и науки РБ Намсараев Сергей Дашинимаевич и ректор Бурятского государственного университета Калмыков Степан Владимирович. БГУ, являясь правопреемником Бурятского государственного педагогического института, по-прежнему был кузницей учительских кадров и тесным образом был связан с общим образованием в республике.
Для проведения эксперимента по введению ЕГЭ в Республике Бурятия необходимо было создать Региональный центр обработки информации Единого государственного экзамена (РЦОИ ЕГЭ).
Кураторами РЦОИ от Министерства образования и науки РБ были заместитель министра Чимитова Евгения Дамбиевна и начальник общего и дошкольного образования МОН РБ Шаманская Лариса Георгиевна. Особо мне бы хотелось отметить Ларису Георгиевну, какие бы сложные ситуации в работе РЦОИ впоследствии не были, мы всегда чувствовали её поддержку, были уверены в её высочайшем профессионализме, она всегда убеждала нас, что все высоты достижимы, и невыполнимых задач не существует.
В октябре 2004 г. Намсараев С.Д. и Калмыков С.В. предложили мне возглавить создаваемый в Республике Бурятия РЦОИ ЕГЭ, рассказали об основных направлениях работы центра. Я на тот момент, будучи кандидатом физико-математических наук, доцентом БГУ, 10 лет работала заместителем декана Физико-технического факультета БГУ по учебной работе.
Подготовительные работы по созданию РЦОИ ЕГЭ были начаты в 2004 г. Было получено оборудование за счет федеральных средств. Высокие требования федеральным центром предъявлялись к помещению центра: широкополосный Интернет, структурированные кабельные сети, защищенная серверная, обеспечение безопасности и конфиденциальности в работе, наличие помещений для работы предметных комиссий и т.д. Первое помещение РЦОИ, по согласованию с ректором БГУ Калмыковым С.В., находилось во втором корпусе БГУ на ул. Ранжурова, дом 6. В помещениях был проведен ремонт, было установлено оборудование, разработана схема проведения ЕГЭ. Параллельно проводилась организационная работа по созданию пунктов проведения экзаменов (далее ППЭ), обучению руководителей ППЭ, организаторов в аудиториях и вне аудиторий, уполномоченных государственной экзаменационной комиссии, общественных наблюдателей.
При формировании коллектива центра мне, как директору, выпала уникальная возможность самой пригласить на работу сотрудников. Главными критериями, которыми я руководствовалась при выборе работников РЦОИ, были: профессионализм, ответственность, порядочность и умение работать в команде.
В первом составе РЦОИ ЕГЭ Республики Бурятия заместителем директора центра по методической работе стала кандидат педагогических наук, доцент БГУ, опытный и талантливый методист Резникова Юлия Геннадьевна. Она курировала предметные комиссии, проводила методический анализ результатов ЕГЭ в республике. Федеральный центр неоднократно отмечал глубокую методическую проработку наших отчетов. Начальник Вычислительного центра БГУ Ключерева Светлана Константиновна стала заместителем директора РЦОИ ЕГЭ по организационной работе. Светлана Константиновна детально проработала технологию проведения ЕГЭ от начала и до конца. Как говорили муниципальные организаторы ЕГЭ: «в РЦОИ и мышь не проскочит…». «Сердцем» всех РЦОИ являются, конечно, системные администраторы. Нам очень повезло, поскольку нашим системным администратором стал Алдаров Александр Сергеевич, талантливый программист, ответственейший человек, с отличием закончивший Физико-технический факультет БГУ. Вся техническая связь с Москвой, с муниципальными организаторами, ответственность за бесперебойную круглосуточную работу всех программ лежала на его плечах. Им было создано большое количество авторских программ для более глубокого анализа результатов ЕГЭ. Большой вклад в работу РЦОИ вносили инженеры: Балданов Билекта Токтохоевич и Хошхоева Елена Гавриловна.
Наряду с сотрудниками центра огромную организационную, методическую работу проводили муниципальные организаторы ЕГЭ в районах. Хотелось бы выделить муниципального организатора ЕГЭ от Баргузинского района, ныне заведующего РУО, Козулину Елену Николаевну и муниципального организатора ЕГЭ от Курумканского района, ныне заместителя Главы района, Базарова Бориса Хабитуевича. Муниципальные организаторы были нашими надежными партнерами, поддерживали нас во всех начинаниях. Неоднократно, когда Москва просила провести дополнительные исследования, наши коллеги, даже будучи в отпуске, в сжатые сроки проводили все необходимые мероприятия.
В первый 2005 г. участия республики в эксперименте по проведению ЕГЭ приняли участие 15 районов республики. «Боевое крещение» мы получили при проведении пробного ЕГЭ по русскому языку весной 2005 г. Ситуация была крайне напряженной: 130 активных филологов были возмущены плохой работой оборудования. Проведение пробного экзамена было на грани срыва. Чудом, проведя экзамен, первое, что мы сделали – это поставили руководство в известность о крайне плохом качестве поставленного оборудования. На мои слова, что нам необходимо закупить качественную надежную технику, Сергей Дашинимаевич сказал: «Вам, наверняка, необходим не только минимум оборудования, но и резервная техника». И качественное оборудование было приобретено в кратчайшие сроки, что позволило нам на протяжении длительного времени без сбоев проводить ЕГЭ.
2006 г. можно считать отправной точкой в истории ЕГЭ Республики Бурятия: все 23 муниципальных образования РБ приняли участие в проведении Единого государственного экзамена. Т.е. были заложены основы для вхождения в штатный режим проведения Единого государственного экзамена в Республике Бурятия.
Ежегодно после проведения экзаменов, сотрудники РЦОИ, совместно с председателями предметных комиссий, разрабатывали и публиковали учебно-методические пособия по всем предметам для подготовки к ЕГЭ; проводили обучающие семинары для учителей и школьников республики; активно участвовали во всех мероприятиях, проводимых Рособрнадзором России.
Все эти годы мы много и творчески работали. И как результат, Республика Бурятия на протяжении трех лет (2006-2008 гг.) входила в тройку лидеров в России по подготовке, проведению и анализу результатов ЕГЭ. Я считаю, что этот период в моей жизни был очень важным и ярким.